Учись учиться математике
- Научитесь выделять и понимать главное в материале, который изучался на уроке. Его обязательно нужно закрепить при самостоятельной работе с учебником.
- Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.
- Что нужно запомнить? Чем больше запомните информации, тем быстрее будете выполнять как устные задания, так и те, которые требуют значительных умственных усилий. В связи с этим знать основные теоремы и формулы, алгоритмы выполнения заданий – обязательно! Советуем завести личный справочник. Используйте и пополняйте его.
- На уроке учитель, как правило, предлагает ряд заданий, требующих устного решения. Совершенствуйте свои умения и навыки для решения таких задач! Для этого при самостоятельной подготовке используете соответствующие задания из учебников.
Правила организации самостоятельной работы
- Работайте ежедневно в одно и тоже время.
- Принимайтесь за работу быстро, энергично, не тратьте время на «раскачивание».
- Работайте сосредоточено, внимательно, думайте только о работе.
- Стремитесь выработать интерес даже к неинтересной, но нужной работе.
- Уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудности, преодолевайте их.
- Усвоенные знания стремитесь применять в повседневной жизни.
- Перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз. Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то новый материал будет более доступным, лучше понимается и усваивается.
Работа с учебником математики
«Каждую книгу нужно уметь читать»
Б.Паскаль
1. Найдите задание по оглавлению.
2. Прочитайте содержание пункта (параграфа).
3. Выделите все непонятные слова и выражения, выясните их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, товарищей).
4. Задайте по ходу чтения вопросы и ответьте на них.
5. Выделите (выпишите, подчеркните) основные понятия, основные теоремы или правила.
6. Изучите определения понятий, основные теоремы, правила.
7. Разберите примеры в тексте и придумайте свои.
8. Ответьте на конкретные вопросы в тексте, придумайте и задайте себе такие вопросы.
9. Запомните материал, используя примеры запоминания (пересказ по плану, чертежу, схеме, повторение трудных мест).
Как решать задачу
Этапы решения задачи |
Приёмы работы |
Пословицы "спешат" на помощь |
|
1. Верьте в свои силы. 2. Поймите содержание задачи. 3. Выделите величины, о которых идет речь. 4. Выделите величины, которые требуется определить. 5. Составьте схематический чертёж условия задачи. |
1. Несчастен человек, который не делает того, что он может, и берётся за то, что он ещё не освоил. 2. Обдумай цель, прежде чем приступить к делу. 3. Предварительное знание того, что хочешь сделать, даёт смелость и лёгкость. 4. С началом считается глупец, о конце думает мудрец. 5. Если действовать не будешь, ни к чему ума палата. 6. Смысл рыбной ловли не в том, чтобы забрасывать удочку, а в том, чтобы поймать рыбку. 7. Тот, кто не думает снова, не может думать правильно. 8. Перепробуй все ключи в связке. 9. Проверь, прежде чем прыгать. 10. Дуб не валится с одного удара. 11. Вторые мысли всегда лучше. |
|
1. Вспомните зависимости между величина- ми задачи. 2. Введите обозначения для искомых вели- чин. 3. Разбейте решение задачи на этапы. 4. Определите последовательность составле- ния выражения. 5. Установите уравниваемые величины. |
|
|
1. Не забывайте о конечной цели решения задачи. 2. Приступайте к следующему шагу только тогда, когда убедитесь в правильности предыдущего шага. 3. Проверьте размерность составляемых выражений. 4. Контролируйте каждый свой шаг. 5. Попробуйте ещё один путь. |
|
|
1. Проверьте правильность решения задачи. 2. Проверьте все ли данные из условия задачи использованы при решении задачи. 3. Проверьте размерность величины, получившейся в ответе. 4. Оцените общий подход выбранного способа решения. Если можно, то упростите его. 5. Проверьте соответствие ответа условию задачи. |
Алгоритм решения нестандартных математических задач
«Решить задачу – значит свести её к уже решенным»
С.А. Янковская
Прочтя задачу, надо попытаться установить, к какому виду задач она принадлежит.
Если вы узнали в ней стандартную задачу знакомого вида, то примените для её решения известное общее правило.
Если же задача не является стандартной, то следует действовать в двух направлениях:
а) вычленять из задачи или разбивать её на подзадачи стандартного вида (способ разбиения);
б) переформулировать её, свести к задаче стандартного вида (способ моделирования).
Для того чтобы легче было осуществлять способы разбиения или моделирования, полезно предварительно построить наглядную вспомогательную модель задачи – схематическую запись её.
Сведение нестандартной задачи к стандартным способам разбиения или моделирования есть искусство, которым можно овладеть лишь в результате глубокого постоянного самоанализа действий по решению задач и постоянной тренировки в решении разнообразных задач.Помните, что решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс изобретательства. Учитесь творить и изобретать в процессе решения задач!